Иисус Христос


Иисус Христос

ИИСУ́С ХРИСТО́С — в христианском вероучении — Сын Божий, Спаситель, Искупитель. Его личное имя Иисус — греческая форма еврейского имени Йешуа (Иегошуа) — "Господь спасает". Χριστόζ, Христос — греческое слово, означающее "Помазанник", — это перевод еврейского слова маши́ах (мессия) — царь, помазанный на свое служение. Постепенно слово "Мессия" обрело особый смысл и стало указывать идеального Царя эсхатологического времени спасения. С воцарением Мессии связывались полит. надежды на восстановление теперь уже вечного царства Давида, к-рое распространится на всю Вселенную. В ожиданиях иудейства на исходе ветхозаветных времен земной Мессия (Сын, т. е. потомок, Давида) обретает черты Сына Человеческого, т. е., согласно пророчествам Даниила, сверхъестественного божественного Спасителя, полагающего конец современному греховному порядку ("веку сему") и основывающего новый, божественный порядок ("век грядущий", Царствие Божие).

Евангелия свидетельствуют, что эти ожидания осуществились в И. Х., в к-ром воплотилось и вочеловечилось (т. е. осуществилось в человеческой личности) Слово Божие — абсолютное и окончательное откровение Бога о самом себе, обетование Господа об избавлении людей от тотальной подверженности греху и смерти. Грех здесь понимается как отчуждение от Бога, источника бытия и жизни. Следствие этого отчуждения — смерть и небытие. Бог, соединив себя с человеком в личности И. Х., преодолевает отчуждение и в воскресении И. Х. полагает начало новому бытию человечества — торжеству "вечной жизни".

Согласно евангельским данным И. Х. родился приблизительно в 6—5 г. до н. э. (т. е. до Р. Х.!). Этот парадокс вызван тем, что дата рождения И. Х. первоначально была определена не совсем точно, но закрепилась в традиции, знаменовав собою начало "новой эры". Он появился на свет сверхъестественным образом — от Духа Святого и Девы Марии — в маленьком Вифлееме близ Иерусалима, в семействе праведного Иосифа, плотника по профессии. Родословие И. Х. приводится в двух версиях евангелистами Матфеем (1:1—17) и Лукой (3:23—38). Оба они сообщают о чудесном Рождестве И. Х. и о событиях, сопровождавших Рождество. О ранних годах И. Х., проведенных в доме его названного отца в городе Назарете Галилейском, известно очень мало. Евангелие от Луки кратко сообщает лишь об одном эпизоде его жизни в 12-летнем возрасте (Лк 2:41—52).

Общественное служение И. Х. начинается с его крещения от Иоанна Предтечи в возрасте приблизительно 30 лет. С этого времени и вплоть до смерти и воскресения И. Х. в течение примерно 3-х лет (27—30 н. э.) проводит жизнь странствующего проповедника и чудотворца-целителя в пределах родной Галилеи, Иудеи, Самарии и др. областях Палестины, находившейся под властью Рима. Вся его земная деятельность проходит под знаком возвещения приблизившегося Царствия Божия (Мк 1:15).

Это вторжение власти Бога в жизнь людей неизбежно является вызовом их совести, требующим конкретного жизненного решения — покаяния и веры. Царствие Божие возвещается И. Х. в словесной форме (притчи, провозглашение этических норм) и в форме активных знаков (знамения, чудотворения). Притчи, характерные для Востока многоплановые символические иносказания, в доступной форме предлагают новое учение о Боге, о его Царствии и о новых ценностных установках, к-рые должны отразиться в человеческом поведении.

Этическое учение И. Х. (в первую очередь Нагорная проповедь, Мф 5—7 гл.) переносит акцент с внешнего следования нормам религиозного Моисеева закона на внутреннее преображение человека. Закон пытается устранить симптомы греха, а внутреннее преображение нацелено на устранение самой причины греха. Любовь к Богу — "первая и наибольшая заповедь"; вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на этих двух заповедях утверждается весь "закон и пророки" (Мф 22:37—40), — отвечает Христос "искушающему" его законнику.

Многочисл. чудеса, совершаемые И. Х., особенно чудеса исцелений, также служат цели быть знаками (знамениями) избавления от греха и его следствий. Нек-рые евангельские эпизоды имеют глубоко символический характер, являя божественность И. Х., а также новый, уникальный образ его мессианства, противоречащий распространенному представлению о Мессии как "национальном герое" (сцена Крещения, искушений в пустыне, хождения по водам, чудесного улова рыбы, Преображения). В Евангелиях эти эпизоды даны с использованием символического языка и преследуют не столько историко-биографические, сколько богословские цели.

Вся деятельность И. Х., с одной стороны, свидетельствовала о его мессианском самосознании, а с др. стороны — глубоко противоречила тому, что именно еврейское общество ожидало от Мессии. Израиль ждет избавления от языческого римского присутствия, а Иисус явно не разделяет фанатичного патриотизма соотечественников. Израиль желает видеть в Мессии также и экономического чудотворца, а Иисус уже в сцене искушения отказывается "превращать камни в хлебы" (Мф 4:3—4; ср. Ин 6:26). Израиль уповает на Мессию — вселенского земного владыку, а Иисус утверждает, что его власть и Царство не от мира сего (Ин 6:15; 18:36). Своим учением и поведением он постоянно бросает вызов привычному внешнему благочестию уважаемых в народе фарисеев. Постепенно нарастает неизбежный трагический конфликт между И. Х. и влиятельными кругами израильского общества. Свое завершение он находит в "Страстях (Страданиях) Христовых" — в аресте благодаря предательству Иуды Искариота, в издевательствах и суде перед иудейским религ. Советом (Синедрионом) и Понтием Пилатом, в приговоре к смерти и в распятии на кресте, установленном на Голгофе. Довершают трагедию малодушие и трусость учеников, к-рые, "оставив его, бежали" (Мф 26:56), за исключением одного лишь Иоанна.

Смерть И. Х. означала немедленный распад общины так и не понявших смысла его пришествия учеников (см. Лк 24:21). За этим с неизбежностью должно было последовать полное поражение его движения. Однако последующие события, о к-рых повествует Евангелие, показали обратное. Опустевшая гробница и многочисл. случаи явления И. Х. узкому и широкому кругу учеников доказывали, что он жив, что смерти "было невозможно удержать Его" (Деян 2:24), что он воскрес из мертвых, как и предсказывал ранее. Ближайшим следствием его воскресения стало восстановление апостольской общины. Началась история Церкви как собирания учеников вокруг воскресшего и "прославленного" Господа. Именно этим именем — Господь, греч. Κύριοζ — заменявшим в богослужебном языке того времени непроизносимое имя Бога (Яхве), называют с того времени И. Х. его последователи (Флп 2:11).

Новозаветная письменность отражает постепенное формирование христологии (церк. учения о личности И. Х.). Сам факт преодоления смерти — т. е. полного распада личности в отчуждении от Бога как источника жизни — убеждал в том, что в И. Х. проявилось особое действие Бога-Творца, совершившего новый акт творения. Став этим "новым творением" (Новым Адамом), И. Х. избавлен от ограничений, характерных для несовершенного материального "мира сего", пребывающего во грехе. Действие Бога в своем Сыне осознается и выражается в различных "титулах" И. Х. Наиб. часто употребляется наименование "Сын Человеческий". Другое предельно важное имя И. Х. — "Сын Божий". Первоначально просто указывавшее на особое посланничество Мессии, это имя приобретает в Евангелии от Иоанна новый богословский смысл: Сын есть совершенное Откровение Бога Отца, а тем самым и Слово (Логос) Бога ("Слово" здесь обретает смысл предельного Откровения о ранее сокрытом). Здесь также говорится о превечном бытии Слова-Логоса, более того, о том, что Слово было парадоксальным образом отлично от Бога и тождественно Богу: "В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Богом было Слово" (Ин 1:1). Мысль о превечном бытии Бога Слова — Сына Божия, а также о его воплощении в конкретном человеке Иисусе из Назарета выражена и в др. книгах Нового Завета. Эта же мысль дала толчок последующему формированию христианского богословия, прежде всего учению о троичности Бога и о двух природах в И. Х. (божественной и человеческой). В нем сама человеческая природа получила актуальную возможность бесконечного совершенствования в каждом конкретном человеке, его обожения. Согласно классической формулировке св. Иринея Лионского (2 — нач. 3 в. н. э.), "Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы человек мог стать Сыном Божиим".

Лит.: Фаррар Ф. Жизнь И. Х. СПб., 1904; Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1991; Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1993.

Распятый Иисус Христос. Эскиз росписи для Владимирского собора. Худ. В. М. Васнецов

Распятый Иисус Христос. Эскиз росписи для Владимирского собора. Худ. В. М. Васнецов

Спас Ярое Око. Икона 14 в.

Спас Ярое Око. Икона 14 в.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "Иисус Христос" в других словарях:

  • Иисус Христос — ИИСУС ХРИСТОС, Иисус (древнеевр. “Господь его спасение”, греч. Ihsouς, лат. Jesus), Христос (древнеевр. masziah, арам. mesziha, греч. Cristoς, лат. Christus помазанник, Мессия), согласно христ. вере Богочеловек, второе Лицо Пресвятой Троицы,… …   Католическая энциклопедия

  • Иисус Христос — Иисус Христос. Въезд Христа в Иерусалим . Неизвестный французский мастер 15 в. Эрмитаж. ИИСУС ХРИСТОС (4 до нашей эры? около 30 нашей эры?), согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены божественная (как Бог сын он второе… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Иисус Христос — (4 г. до н.э.? около 30 г. н.э.?) согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены Божественная (как Бог Сын он второе лицо Троицы) и человеческая (рождён от Девы Марии) природы, добровольно принявший страдания и смерть на… …   Исторический словарь

  • ИИСУС ХРИСТОС — (греч.Ίησους Χριστός), в христианской религиозно мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы как бог сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней», и всю конкретность конечной… …   Энциклопедия мифологии

  • иисус христос — богочеловек, добрый пастырь, Иисус из Назарета, Сын божий, Сын человеческий, спаситель, Спас, Христос, распятый, галилеянин, агнец божий, спас, Иисус Словарь русских синонимов. иисус христос сущ., кол во синонимов: 13 • агнец божий (7) …   Словарь синонимов

  • Иисус Христос — согласно традиционному христианскому вероучению Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (ср. Кол. 2:19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог Сын, Логос, «не имеющий ни… …   Энциклопедия культурологии

  • ИИСУС ХРИСТОС — Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа. Николай Бердяев Христос был не основателем религии, а религией. Николай Бердяев И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Евангелие от… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ИИСУС ХРИСТОС — мифич. основатель христианства. По христ. учению, И. X. – богочеловек , одно из лиц Троицы, бог сын, воплотившийся в человеч. образе и принесенный в жертву богом отцом во искупление первородного греха Адама и Евы, спаситель человечества. Земная… …   Философская энциклопедия

  • Иисус Христос — согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2,19) и всю конкретность человеческой природы; в одном лице Бог… …   Политология. Словарь.

  • ИИСУС ХРИСТОС — см. Христос …   Большой Энциклопедический словарь

  • Иисус Христос — (Jesus Christ) (ок. 6 г. до н.э. 30 г. н.э.), мессия, основатель христианства, по убеждению своих последователей, Сын Божий, соединяющий в себе божественное и человеческое начала. Жизнь и учение И.Х. изложены в Новом завете Священного писания… …   Всемирная история

Книги

  • Иисус Христос, Анри Дидон. Книге французского католического теолога, миссионера Анри Дидона (1840-1906) `Иисус Христос` вышла в Париже в 1880 г. Вниманию читателей предлагается переработанный (в соответствии с нормами… Подробнее  Купить за 1300 руб
  • Иисус Христос, Митрополит Иларион (Алфеев). Книга, предлагаемая вниманию читателей, необычна. Она посвящена не просто одному из великих героев древности, но Человеку, Которого в течение вот уже двух тысяч летпочитают воплотившимся… Подробнее  Купить за 1034 руб
  • Иисус Христос, Митрополит Иларион (Алфеев). Книга, предлагаемая вниманию читателей, необычна. Она посвящена не просто одному из великих героев древности, но Человеку, Которого в течение вот уже двух тысяч летпочитают воплотившимся… Подробнее  Купить за 832 руб
Другие книги по запросу «Иисус Христос» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.